Дублирую отсюда:
https://www.drive2.ru/b/2338902/Indianapolis Motor Speedway и история Indy 500«Автоспортивная столица мира» и «величайшее гоночное зрелище». Так, со свойственным американцам пафосом именуют трассу Indianapolis Motor Speedway и проходящую на нем гонку Indianapolis 500. Возможно, европейцы не согласятся с такими заявлениями – для нас «королевой автоспорта» является Формула-1, да и «24 часа Ле-Мана» могли бы поспорить, какая гонка – величайшая в мире. Но, как говорится, из песни слов не выкинешь. Да и, на самом деле, у Индианаполиса есть определенное право претендовать на громкие титулы. Ведь сама трасса была построена в 1909 году и является старейшим в мире специализированным треком для автомобильных гонок, а Indy 500 проводится ежегодно, начиная с 1911 года и прерываясь только на период двух мировых воин – ни одно другое автоспортивное событие не может похвастаться такой богатой и длинной историей. Кроме того, спидвей – это самый большое в мире спортивное сооружение, на трибунах трассы могут разместиться четверть миллиона зрителей! Ну и, наконец, какой еще трек может похвастаться тем, что принимал в один год заезды Формулы-1, NASCAR и Indycar — трех самых известных автогоночных серий? Между прочим, даже абсолютный рекорд посещаемости гран-при Формулы-1 был установлен именно в Индианаполисе в 2000-м году: 225 тысяч зрителей.
Основная трасса спидвея – легендарная «кирпичница», овальный трек длиной 4 километра. Название «кирпичница», привычное прозвище трассы, произошло от того, что вплоть до 60-х годов дорожное полотно было выполнено из более, чем 3 миллионов кирпичей. Потом их заменили асфальтом, оставив только метровой (вернее, ровно 1 ярд) ширины полосу на стартовой линии – эти кирпичи и сегодня напоминают о былом виде трека. С самого создания спидвея 500-мильная гонка была главным событием сезона, но целых 78 лет, начиная с 1916-го, проходящая в начале лета Indianapolis 500 являлась вообще единственной гонкой, проводимой на этой трассе! Даже удивительно, что столь впечатляющее сооружение использовалось всего один раз в год.
Сейчас каждый желающий может посетить трассу практически круглогодично, а не только в дни гонок. Более того, самым правильным способом узнать о "кирпичнице" будет участие за $30 в так называемом Grounds Tour — полуторачасовой экскурсии по самым значимым местам трассы. Хотя историческую часть этой статьи я написал еще 6 лет назад, когда готовился к поездке с Артемием (его отчет про Indy — вот тут:
http://www.drive2.ru/b/4053239664633502495/?page=0), но фотографии и кое-какие детали — свежие, буквально позавчера там был…
Автобус с нашей группой выезжает, чтобы совершить круг по овалу. Гид, как и положено, рассказывает всякие интересности, которые тяжело вычитать даже в интернете.
Тот самый ярд кирпичей (brickyard) на старте Indy.
Целуем кирпичи, по давней традиции победителей.
Один из экскурсантов, передвигающийся на электрическом скутере, сделал самое эпическое фото, которое можно было сделать в этом месте — он буквально стоял на поул-позиции Indianapolis и стартовал оттуда! =) Как говорится, если жизнь дает тебе лимоны — сделай из них лимонад.
Подиум, уже подготовленный для Indianapolis 500 в мае следующего года. Наш почтенный гид рассказывает о традициях, связанных с процедурой награждения победителей.
Gasoline Alley — паддок Indianapolis Motor Speedway. В данном случае, на фото справа видны боксы NASCAR.
Пресс-центр IMS. Отсюда почти 400 журналистов ведут свои репортажи в дни гонок.
Ряд часов в пресс-центре показывает время в Токио, Лондоне, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и… Спидвее. Именно так, а не в Индианаполисе, поскольку формально трасса находится на территории отдельного небольшого города, имеющего свою полицию, пожарную часть, школы и так далее. Население около 10000 и по статистическим данным вроде как все выглядит неплохо, но на практике сама трасса расположена в депрессивном районе полузаброшенных промзон…
Картина, знакомая по трансляциям Формулы-1: комната для пресс-конференций победителей. Ее построили 15 лет назад в рамках подготовки трассы к приему Формулы-1, но, конечно, используют для всех гонок. В Indy 500 победитель дает пресс-конференцию в одиночестве, без 2-го и 3-го призеров (как в F1), зато может пригласить с собой кого угодно. Мне приглашать было некого, так что давал пресс-конференцию в одиночестве. Кстати, сама комната еще при жизни названа в честь Криса Экономаки (1920-2012): легендарнейшего американского автожурналиста, редактора и издателя еженедельника National Speed Sport News. Из уважения к нему, на всех мероприятиях коллеги-журналисты оставляли для него кресло в первом ряду справа от центрального прохода — и он, приходя, печатал свои репортажи на печатной машинке даже в 21-м веке!
Пагода — здание напротив стартовой линии, откуда управляют гонкой. Здесь, например, на третьем этаже, находится комната, из которой ведется официальный хронометраж — не столь пафосная процедура в нынешнее время продвинутой телеметрии, но все же сохраняющая важнейшее значение для гонки.
Маркетинг он такой маркетинг. В экскурсию входит посещение комнаты, где стоят нынешние пейс-кары — что уже много лет играет на руку Chevrolet. Справа налево: Corvette Z06 — настоящий пейс-кар Indy 500 этого года (обратите внимание на интегрированную в спойлер люстру оранжевых огней!); реплика пейскара, предлагаемая дилерами; и седан Chevrolet SS — пейс-кар Brickyard 400 2015 года.
На этом, после фотоотчета — возвращаемся к истории самой трассы и гонки.
За время Второй Мировой войны, когда в США действовал запрет на автомобильные соревнования, трек пришел в упадок и был перепродан бизнесмену Тони Халмену – именно благодаря ему трасса не только сохранилась, но была восстановлена, а гонка Indianapolis 500 стала еще более популярным событием. Настолько популярным, что в период с 1950 по 1960 год Indy 500 формально входил в календарь чемпионата новосозданной Формулы-1 даже несмотря на то, что ни один американский пилот не участвовал в остальных гонках сезона.
Начиная со следующего десятилетия повышается интерес европейских пилотов к Indy 500 и, одновременно, все больше американцев стартуют в заокеанских для них гонках Формулы-1 и «24 часа Ле-Мана». С тех пор существует неофициальное достижение в автоспорте, именуемое «Тройной короной» по числу важнейших гонок мира – упомянутый 24-часовой марафон в Ле-Мане, Гран-при Монако и Indianapolis 500. До нынешнего времени только одному гонщику удалось выиграть все три – англичанину Грэму Хиллу в 60-х годах.
Серьезные перемены в истории Indianapolis Motor Speedway наступили в 90-х годах. Начиная с 1994-го, в календарь событий на треке добавилась вторая гонка в году – 400-мильный этап NASCAR под названием Brickyard 400. Уже в первый год мероприятие поставило рекорд по посещаемости гонки NASCAR и в целом Brickyard 400 считается вторым по важности этапом серии после культовой Daytona 500.
В 1996 году поменялся статус Indianapolis 500 – из важнейшей гонки привычного чемпионата CART событие стало центральным этапом новосозданной Indy Racing League (IRL). Новая гоночная серия вначале не производила должного впечатления, за вычетом громкого имени, так как ключевые команды и пилоты оставались в CART, но буквально за 5 лет IRL не только стали достойным конкурентом CART, но и, фактически, привели оных к банкротству. После реструктуризации серия получила название ChampCar, но без Indy 500 в календаре (а также в связи с другими факторами) потеряла свою привлекательность для команд, спонсоров и зрителей. Впрочем, от раскола единого спорта страдали все эти годы и сами Indy Racing League, переименовавшиеся в IndyCar Series. Целое десятилетие оба чемпионата были менее популярными и менее интересными, чем раньше. Драматическая история закончилась в 2008-м, когда стороны пришли к, так сказать, несимметричному согласию: формально IndyCar и ChampCar были вновь обьединены, но на практике IndyCar поглотили вновь обанкротившегося конкурента.
Наконец, на рубеже тысячелетий владельцам Indianapolis Motor Speedway удалось вернуть Формулу-1 в Соединенные Штаты. В предыдущие десятилетия Гран-при США, с коммерческой точки зрения, оказывались одними из самых неудачных этапов сезона, так как местная публика не слишком жаловала заезды Чемпионата Мира. Но, видимо, магия «кирпичницы» сыграла свою роль – как уже упоминалось выше, первый Гран-при США на трассе в Индианаполисе поставил абсолютный рекорд посещаемости для этапа Формулы-1. Чтобы принять «королеву автоспорта», спидвей пришлось подвергнуть серьезным изменениям. Овальный трек практически не был затронут, но внутри него была проложена дополнительная часть трассы – таким образом, половину круга пилоты проезжали по овалу (включая единственный профилированный поворот в Формуле-1), а вторую по обычной для этого вида спорта «плоской» дороге с многочисленными поворотами. Пожалуй, для наших телезрителей трансляции Гран-при США были единственным реальным шансом познакомиться с Indianapolis Motor Speedway, так как ни IndyCar, ни NASCAR не пользуются сколь-то ни было достаточной популярностью в нашей стране. Последний раз на сегодняшний день Индианаполис принимал Формулу-1 в 2007 году, после чего США исчезли из календаря чемпионата по воле Берни Экклстоуна. Зато с 2008 года в Индианаполисе проводится один из этапов чемпионата по мотогонкам MotoGP – аналога Формулы-1 в мотомире.
Затем трасса вступила в период, именуемый «Столетняя эра». В течение трех лет, с 2009 по 2011-й, в дополнение к собственно гонкам проводились различные дополнительные мероприятия вроде фестиваля воздушных шаров, посвященные празднованию столетия самого трека. Ну а 29 мая 2016 года пройдет юбилейная сотая гонка Indianapolis 500, поэтому американцы в очередной раз со свойственной им помпой готовятся к очередному громкому событию…
Лучшим местом для того, чтобы ознакомиться с богатейшей историей Indianapolis Motor Speedway, является существующий уже полстолетия музей трассы, именуемый «Зал славы». Он находится в здании, расположенном в центральной части овального трека.
В коллекции музея – более 300 автомобилей, но только 75 из них удается показать в одно время, поэтому музей регулярно проводит ротацию экспозиции и, посетив его однажды, через несколько лет можно обнаружить совершенно другие машины.
Баланс скорости — так называется экспозиция из двух машин (Marmon Wasp, победитель 1-го Indy 500 в 1911 году и Dallara-Honda Дэна Велдона, победителя Indy 500 столетие спустя). К сожалению, сам Дэн Велдон погиб в аварии в конце того же сезона. Удивительно, но когда автобус с нашим туром по трассе остановился на стартовой линии Indy, в него зашла директор музея и несколько смущенно объяснила группе, что гости, которые в этот же момент присутствовали там же — это жена и дети Дэна, приехавшие посмотреть на трассу, где гонялся их покойный муж и отец…
Основа коллекции – 30 болидов, выигрывавших Indy 500 в различные годы, а также подборка пейс-каров (в том числе все, начиная с 1975 года), но музею принадлежат и другие, не менее интересные экспонаты из мира автогонок.
Выставка гоночных и спортивных машин (плюс автомобилей, произведенных в Индиане) более всего заинтересовала меня вот этим сравнением — Bentley 1922 года и Bugatti 35-B 1929-го. Наверное, теперь я понимаю, почему машины сэра Бэнтли тогда называли гоночными грузовиками — английский болид просто огромен в сравнении с Bugatti!
Специальная экспозиция, которая меняется примерно раз в полгода. Нынешняя посвящена машинам легендарного Дэна Гарни.
Единственный настоящий кубок Borg-Warner Trophy — награда за победу в Indianapolis 500 с 1936 года.
Разумеется, экспозиция не ограничивается машинами. В «Зале славы» хранятся оригинальные кубки Indianapolis 500 и Allstate 400 (в свое распоряжение победители ежегодно получают копии трофея) и множество памятных вещей и фотографий, связанных с Indy 500.
Еще одна удивительная коллекция — все награды Рудольфа Караччиолы. В 1946 году он получил серьезные травмы, готовясь к Indy 500 и выздоравливал, находясь дома у Тони Халмэна. В знак признательности, коллекция его наград (представляющая большой интерес своим разнообразием и классическим европейским стилем) была передана музею Indianapolis Motor Speedway.
Сам "Зал славы" не зря получил такое название — типично для США, музеи сосредотачивают часть своих усилий на том, чтобы увековечить имена и заслуги конкретных людей. В этом случае, музей IMS также служит домом для Auto Racing Hall of Fame, к числу номинантов которого каждый год с 1952-го добавляются новые заслуженные персоналии.
Вообще, всякие экзотические события происходят тут явно регулярно. Вот, например, пока я снимал здание снаружи, ко входу подъехал Chevrolet Camaro Z28 — реплика пейс-кара 1993 года. Его владелец намеревался пофоткать свою машину в самом подходящем для этого месте, но налетевшие туристы тут же приняли Camaro за одну из местных достопримечательностей.
Мне есть с чем сравнивать, но именно с Indianapolis Motor Speedway я уезжал с чувством наибольшего удовлетворения. И сама трасса, и музей произвели большое впечатление, натолкнули на много размышлений и вдохновляют на новые статьи (в том числе, и о том, что было сфотографировано, но не вошло в этот репортаж). Но за прошедшие выходные я успел еще много где побывать, так что оставайтесь на связи — впереди еще много репортажей об автомобильно-значимых местах Америки.