И захотелось тюнинх
а шо делать?
Попросил я своего хорошего товарисча и идейного вдохновителя Михаила из славного города Житомира наподелиться своимы изыскам и с нашим сайтом. Он очень обрадовался этой идее и разрешил опубликовать его труды.(кстати неоднократные попытки попасть к нам не увенчались успехом - камень админам)
Место его основного труда
http://freedomcars.ru/iboard/index.php? ... ntry611139http://freedomcars.ru/iboard/index.php? ... 9%EA%E8%E9И не поленившись и полная версия
АОД – КАК МНОГО В ЭТОМ СЛОВЕ…
АВТОМАТ - КОШМАР ЧЕРНОКОЖЕГО СЛАВЯНИНА.
Не имею ни малейшего желания размазывать по стене хорошо прожёванные сопли о том, что «АОД – первая автоматическая коробка … пришедшая на смену…долгое время… ибо…».
А прежде всего я выражу искреннюю благодарность трём американским человекам, стараниями которых оказались вправлены на нужное место мозги у одного известного нам дурака, а один бэлый карабЕль по-прежнему сворачивает шеи ротозеям.
Спасибо Joel Murphy! О нём как-то писал Ваган Григориан, как о замечательном продавце запцацок. Таки вот да, кроме того не жлоб, аккуратный и грамотный – категорически рекомендую. Фактически железок есть гораздо больше чем на сайте, спрашивайте. murphysautomotive.com
Спасибо Alan Brown! В первую очередь бублостроитель. Суровый чел, открывший мне глаза на внутренний мир гидротрансформаторов и заработавший на мне немного денег. Рекомендую - dirtydogperformance.com
Спасибо Dan Gilsdorf! Отец четырёх детей и производитель суперовых коробасов и валвебодей. Знает много тайн, но делится ими весьма неохотно. Денег зарабатывать не захотел, тем не менее предоставил море инфы и фотографий. Рекомендую - silverfoxtrans.com
Введение в вопрос.
Ну вот, теперь предметно. Лет шестнадцать назад у моего товарища был скорп с автоматом, который сломался лютой зимой в Карпатах. На снегу коробка была разобрана-собрана и уехала сама. Этот случай один из моих флагов.
Мне посчастливилось иметь в МГМе с одного края - 3,08, с другого – 4,6, а посерединке – АОД. И чтоб всё это безотказно ездило и дальше, а также по причине автобезделья, было решено заделать улучшайзинг коробки. Работы запланированы в два этапа. Без снятия и со снятием трансмиссии. Для того было узнано кое-чего, чём с удовольствием поделюсь. Вовсе не претендую на роль гуру и буду рад, если дорогие форумчане поделятся своим знанием предмета и поправят, ежели где накосячил.
Важно – в планах нет постройки драговой суперкоробки на тыщу коней, потому соответствующие моды детально описывать не буду. Возможный диапазон изменений очень широк, вплоть до полной смены начинки, валов, числа фрикционов, очевидно спецбубла и спецвалвебоди. Считаю, что такую коробку дешевле купить, чем строить. Нет, конечно, затариться железками можно, но потом придётся серьёзно блеснуть интеллектом, а вот это уже не продаётся. Усовершенствование же коробки для стоковых и средних мощностей вполне по силам и средствам простому ААводу. По деньгам – первый этап вылился всего в сотку, а второй в почти штуку, правда, половина это бублик. Вот и считайте, господа - хорошие.
Итак – этап первый.
ПЕРФОРМАНСИНГ-1.
Существует ряд деталюшек улучшенного характера для модернизации клапанного механизма. Вот с них и начнём. Очевидно, что есть деталюшки и не для клапанного механизма, ими мы закончим.
Контора Sonnax производит огромную номенклатуру изделий, есть много для АОД/Е/W. Практический интерес представляет пара клапанов 76990K и 76989K. У первого есть вариант 76990-04K – с большим отношением. При наличии особых пружин в шифт-ките этот вариант не обязателен. Клапана с уплотнителями, что гарантирует отсутствие утечек. Кроме того точность пригонки поршней не идёт ни в какое сравнение с тем, что было. Эти две деталюхи ОЧЕНЬ важные персоны!
BOOST .jpg
TVvalve .jpg
Доступны позиции 76999-05K – набор пробок с уплотнителями, 76991-01K – увеличенный 1-2 модулятор, 76970-02K – весь TV-valve. Последние два для установки требуют покупки разверток по совершенно невменяемым ценам, более 150 долларов каждая.
76836A – 2-3 аккумулятор моложе 98 года, тоже очень полезно и недорого.
Доступны для улучшения без снятия ещё governor, OD-servo и глубокий поддон с соответствующим фильтром. Ничего этого я не делал, ибо первое не нужно, а второе было, третье для меня опасно.
Transgo производит Hi-Rev Governor, позволяющий поднять обороты переключения на следующую пердачу. Чисто гонщегская приблуда. Форд производил два типа центробежных регуляторов они весят вот так: LOW – 16,4 грамм, HIGH – 14,6 грамм, Transgo Hi-Rev – 12,4 грамм. Частенько установка приводит к тому, что у юного гонщега не выходит раскрутить мотор до требуемых (5200 – 5500) для переключения оборотов и он ездит только на первой передаче. Но ездит быстро. Но не долго… Можно самостоятельно облегчить имеющийся клапан, но нужна будет оранжевая пружина в 2-3 shift valve, а какая она и где её взять неизвестно.
Есть другие способа упражняться с точками переключения, об одном позже.
Серва овердрайва. Это тот поршень, что натягивает ленту овердрайва. Как ни странно, Форд производил сервы трёх размеров А, В и С (мал-мала-меньше). Самая большая А, устанавливалась в Тундер-Суперкупе и некоторые грузовики, но как потом выяснилось и в Пантеру тоже (большой сюрприз для одного американца и одного неамериканца). Так я сэкономил полторы сотни. Вот так выглядит дно цилиндра А-сервы.
SERVO.jpg
Есть сервы ещё большей площади (А+ и А++), соответственно, затягивающие ленту с большим усилием. Например, Sonnax 76890-17К. Очень дорогие – до 150 долларов. Практически с галюнами в управлении и маленькими усилиями на ленте, возможно проскальзывание и сгорание ленты овердрайва с дальнейшей потерей четвёртой. Наоборот – с большими сервами и хорошими давлениями можно безболезненно таскать чёнить тяжёлое на четвёртой. Кроме того, при установке ленты с добавкой кевлара и/или углеволокна большая серва обязательна. Эти ленты очень скользкие.
И поддон. Феномен состоит в том, что на высоких оборотах помпа может выкачать всё масло с тухлыми последствиями! Себе не ставил, ибо езжу медленно и чёрти – где, потому имею риск этот алюминиевый поддон повредить.
Ага! Ещё полезно магнитик в поддон положить.
ШИФТКИТИНГ.
PartN .jpg
RF-E9 последний АОД. Ещё два года и АОД стал везде электрическим. Всего было 24 калибровки, последние года очень хорошие. Хорошие ещё и по качеству литья и материалов, конструктивному исполнению. Потому видать моя коробка работала безотказно и у меня и у предыдущего хозяина.
Для улучшения работы клапанного механизма, повышения надежности и т. п. производилось много наборов перекалибровки, многих фирм уже не существует. Из оставшихся рекомендуются Baumann Electronic Controls, TCI и Transgo. Прочие не рекомендуются. Вы получаете несколько пружинок, пробочек, поршеньков. Ещё сверлите и затыкаете дырочки. По сути, не понимая, чего делаете! В инструкциях перечисляются бонусы: улучшаем-устраняем-предупреждаем-исключаем. Фундаментальных изменений не будет, но калибровка станет точней, а переключения быстрей. Исчезнут наложения передач и возможность проскальзывания. Затянутые и размазанные переключения происходят от широкой калибровки и имеют плюсом больший комфорт, сохранность кардана и ГП. Но ценой повышенного износа фрикционов и планетарки (да-да!), повышенной нагрузки на узлы трансмиссии и ГТ, кроме того растёт расход.
Есть ещё ряд наборов (Transgo, B&M) позволяющих вручную контролировать переключения передач. Вещи непростые и, как правило, сопровождающиеся трудноустранимыми неприятностями.
Есть гарантирующий успех путь – покупка клапанной плиты Lentech либо вышеупомянутый Silverfox. В финале окажется не на много дороже.
Есть ещё колхозный способ позволяющий сменить порядок переключения Д/ОД с 1-2-3/-4 на 1-2/3-4. Тока тиха!.. Я за этот атас ничё не говорил.
Для общего развития – существовал полицейский вариант АОД с необычным набором положений кочерги P-R-N-OD-D-2. На фото спецовый клапан. Скорее всего там и сепаратор оригинальный.
MANUAL.jpg
У меня есть сентябрьский номер за 94 год журнала Род-унд-Кастом с замечательно пустой статьёй на четыре страницы о модернизации АОД при помощи Art Carr-железок. В журнале ещё вот такая чудная фотка!
BCCF.jpg
(Art Carr – тоже распродана, кстати, очень некстати.) Содержание статьи кратко: – ВАУ! Брайан устанавливает красную пружину вместо зелёной!!! Увы, моё повествование будет мало отличаться от этой статьи. Понимание работы мозга – очень непростое дело. Где-то прозвучало, что управление АОД входит в тройку сложнейших устройств. Посему верим инструкции и мне.
Изначально планировалась покупка двух китов Баумана и Трансгоу, но потом по фин-тех-орг причинам кое-кто лишился хорошего гешефта. Позже выяснилось, что Трансгоу не худший вариант и в моём будущем комплекте заработает (цитата) «действительно хорошо» (конец цитаты). Впирод! Ставим Transgo SK@AOD-H.
ВНИМАНИЕ! ЕСЛИ ИМЕЕМ ПРОМБЛЭМЫ, НИЧЕГО НЕ СТАВИМ! КИТ СТАВИМ В АБСОЛЮТНО РАБОЧИЙ КОРОБ!
Сливаем масло, откручиваем мозг. Откручиваем и прикручиваем в три приёма! Стронули-четверть оборота-четверть оборота-открутили. Откручиваем к центру, прикручиваем от центра. Динаключ обязателен. Когда отпустите плиту так её и оставьте до утра пусть стечёт. Всего удастся вынуть литров девять. Поскольку залит свежий шестой дексрон, использовал масло повторно, отфильтровав его. Усиливающие накладки на плите тоже откручиваем и прикручиваем, к и от центра.
Далее снимаем прокладки с сепараторной пластины и выбрасываем. Пластину можно легонько зашкурить тысячной и мельче бумагой после сверления. И аккуратно вынимаем все клапана. Отвёрточки, крючочки, ковырялочки здорово упростят жизнь. Удобно складывать вот так.
BEFORE.jpg
Клапан со стрелочкой лежит наоборот. Остальное точно.
Можно не всё разбирать. Но мною были обнаружены отпечатки золотушных рук, потому инспектировалось всё. Корпус и клапана моем - продуваем. Грязи набралось с четверть спичечной головки, и была она лишь в глубоких закутках. Очень внимательно осматриваем коробку изнутри на предмет заусенчиков, стружки, мусора.
Секрет – перед мойкой легонько шлифаните тысячной и мельче бумагой вход в дырки №2,10,12. Там будут пробки с уплотнителями, если не шлифануть, то заходит тяжело. Даже с густой смазкой.
Теперь хохма со сдвигом вверх точек переключения. Делая жёстче пружину TV-limit valve можно подымать обороты переключения. Правило: +100 оборотов – 0,5мм. Более семисот глупо. Более пятисот нерационально.
Вот таким образом можно оставить возможность подстроить характер переключение 1-2 без съёма плиты. В 1-2 модулятор стала средней жёсткости пружина, а в 1-2 аккумулятор две пружины вместо трёх.
ADJ.jpg
Собираем плиту по инструкции. Все клапана обильно поливаются маслом. После сборки нежно и душевно простучать плиту молоточком со всех сторон. Проверить подвижность всех клапанов. Для позиционирования прокладки и сепараторной пластины используем болты-локаторы в обозначенных отверстиях, потом туда же их и закрутим.
VBC .jpg
Важно расположить прокладку так, чтобы бумага не попала под 4-3-4 ORIFICE VALVE. Затягиваем болты на усилительных накладках от центра к краям. 9-10 Н/м. Вот остатки после сборки.
AFTER.jpg
Шаг 8 с установкой шайбы в ОД серву игнорируем, ибо не нужно, очень трудно серву назад засунуть и есть риск промахнуться мимо ленты – прощай четвёртая. Меняем уплотнитель (либо весь аккумулятор 2-3) и добавляем пружину в 2-3 аккумулятор. Ставим клапанный механизм, используя болты локаторы в известных отверстиях. Внимательно следим за шариком №8 – может дезертировать.Тянем в три приёма от центра 9-11Н/м.
Рихтуем поддон, кладя стальной шарик в отверстия болтов и ударом молотка по нему вытягивая металл чуть вниз. Поддон затягиваем 8-14 Н/м. Все болты одинаково и по кругу! Колёса задраны. Заливаем литров пять-шесть масла, заводим и заливаем остальное. Пробежались по передачам и если все на месте – дорога ждёт.
Вот инструкция. Если администрация углядела нарушение авторских прав, то пускай убирает эти снимки.
SA-1,SA-2, SK-1,2,3,4,5,6,7,8
На кой хрен это всё нужно было и что в результате получилось.
Улучшение породы. Испытание себя любимого. Удовольствие от полученного результата. Возможность подбить ещё пару дураков на чудное времяпровождение. В последнем я крэпко сомневаюсь. Увы.
Это для чего, теперь что вышло. На самом деле описанное это прелюдия к большей реконструкции коробки. И это маленькое вмешательство делалось в презервативных целях, то есть дожить до «потом» без крови. Ибо ездить на двадцатилетней коробке с железной уверенностью в её работоспособности глупо. Теперь я чувствую себя определённо спокойней. Особенно имея табличку с результатами замеров давлений.
Как поехало. Волу понятно, что второго дыхания не открылось, крыльев не выросло и расход не упал до трёх литров. Но! Поехало сразу и без проблем. Ездил много и разно. Из минусов найден толчок при переходе Д-ОД на скорости выше 70. С новым бублом это исчезнет, равно как сгладятся и остальные переключения (тут-то я и откручу те два болтика). Переключения стали чётче, быстрее, чище. Это не вызывает никакого дискомфорта. Волновался – вдруг как начнёт долбать!.. Ни о каких ударах, дергании речь и близко не идёт. Очень здорово. Теперь четвертая включается на 70 и выключается (не точно) на 55. Удобно. Раньше гистерезис был меньше. Спецом на четвёртой ездил в горку менее 60 почти на холостых – идеально. Коробка значительно легче падает вниз – не нужно давить в пол. Во второй части покажу насколько это важно и как близко мы находимся от аварии в этой связи. Точка 1-2 уехала вверх, что тоже удобно при маневрировании и тошнении. Прочие мелочи, вкупе со всем оставляющие очень хорошее впечатление.
НАПОСЛЕДОК.
Фордовские инженеры создали надежную и долговечную конструкцию. Тем не менее, дам элементарный совет – НЕ ДАВИТЕ ТАПКУ. Граница, за которой происходят фатальные явления, очень близка. И происходит это даже при стоковых мощностях и относительно низких оборотах. Устранимы дефекты только при полном разборе.
И есть ещё одна штука, которая убьёт ваш АОД как ничто иное – ненатянутый трос кикдауна. Будьте внимательны. Втулка в рычаге на дросселе – слабое место. Вчера всё хорошо, а сегодня - хабздец. Именно так и случилось у меня. Пока всё цело и трос натянут как положено, замените эту деталь. Втулку чуть подогнать и запрессовать головкой со струбциной или клещами. Вот фото и чертёж.
TVbush1.jpg
tvbush.jpg
Ждите второй и основной части. Думаю осенью – зимой… как это… увидимся, услышимся, учитаемся!?!